Компания Sony на этой неделе представила новую камеру для блогеров и других «создателей контента»: ZV-E10 II. Артикул на сайте 3952. Ключевые особенности, которые отличают ее от ZV-E10 первого поколения:
- новая матрица 26MP APS-C BSI CMOS (такая же ставится в a6700 и FX30)
- относительно быстрый электронный затвор (прибл. 1/60 с)
- съемка 4К до 60 кадров/с (с кроп-фактором 1.1х) и Full HD 120 к/с
- поддержка 10 бит 4:2:2
- аккумулятор большой емкости NP-FZ100
- профиль изображения S-Cinetone, загрузка LUT
- больше нет механического затвора
C одной стороны, добротный набор характеристик (за достаточно умеренную цену), с другой – нет ничего такого, чего бы мы еще не видели. Понятно, что ZV-E10 II как камера начального уровня собиралась, по большому счету, из уже имеющихся деталей. Грубо говоря, инженеры Sony взяли корпус первого поколения, немного увеличили рукоятку, чтобы внутрь поместилась более крупная батарея, а матрицу с процессором взяли от старших моделей. При этом в ZV-E10 II не стали ставить матричный стабилизатор изображения и AI модуль, отвечающий за автоматическое кадрирование, а также убрали затвор. И это довольно странно. Очевидно, что ZV-E10 II создавалась не как фото-/видеогибрид, а преимущественно как видеокамера. Действительно, для видео не нужен механический затвор, да и матричный стабилизатор при съемке обычно создает такой эффект «вобблинга» (дрожание периферии кадра), что лучше его вообще не включать. Но почему решили сэкономить на AI модуле – непонятно. Возможно, вы не знакомы с этой функцией, но «автокадрирование» (Auto Framing), которое как раз осуществляется за счет этого модуля, – это инструмент, который помогает, когда вы снимаете сами себя без посторонней помощи. К примеру, если вы поставите камеру на штатив и начнете двигаться по комнате, ИИ модуль будет следить за вашими перемещениями с автоматическим наездом, отъездом и панорамированием кадра. В настройках вы также можете выбрать между крупным, средним и общим кадрированием. Эта функция существенно оживляет видео (по сравнению со статичным кадром) и работает даже в формате онлайн-стрима. Но в ZV-E10 II ее почему-то не добавили, а жаль.
Что касается отсутствия механического затвора, то это, конечно, затрудняет фотографирование. Матрица ZV-E10 II не «слоёная» (Stacked CMOS), а обычная, электронный затвор проходит ее приблизительно за 1/60 с (ок. 15 мс). Для сравнения, у флагманских камер без механического затвора (например, Sony А1) это время составляет примерно 1/250 - 1/300 с. Чем грозит медленный электронный затвор? Во-первых, со вспышкой лучше не снимать – синхронизация с ней возможна при выдержках не короче 1/30 с, и это, скорее всего, приведет к смазу. Во-вторых, при съемке в помещении с люминесцентными или светодиодными лампами нужно следить за длиной выдержки: если она короче 1/100 с, на фотографии могут появиться темные горизонтальные полосы. Наконец, при съемке быстрого движения у вас появится искажение геометрии кадра, вертикальные линии будут загибаться. При съемке видео это не так бросается в глаза, а вот при фотографировании, когда мы можем долго разглядывать кадр, этот эффект заметен гораздо сильнее. Это следует иметь в виду.
Перейдем к позитивным моментам: благодаря новой матрице ZV-E10 II снимает видео гораздо лучше, чем модель первого поколения. Во-первых, можно забыть про «эффект желе» (rolling shutter) – скорость считывания матрицы у новой камеры не 40 мс, как было раньше, а всего 15. Это все еще не глобальный затвор, но такой скорости вполне достаточно, чтобы отклонение вертикалей не бросалось в глаза. Во-вторых, поддержка дискретизации 4:2:2 с глубиной цвета 10 бит обеспечивает запас динамического диапазона, которого не было у ZV-E10 первого поколения. При съемке с логарифмическим профилем вы сможете достаточно уверенно вытягивать пересвеченные области на этапе постобработки. Также обеспечивается большая свобода для цветокоррекции изображения. Обратите внимание, что для записи 10 бит 4:2:2 при 60 кадрах в секунду вам понадобятся очень быстрые (и дорогие) карты памяти стандарта SDXC UHS-II V90, не ниже, – битрейт в этом режиме 600 Мбит/с. Если у вас карточки подешевле, то придется понизить или скорость (до 24-30 к/с), или дискретизацию (до 4:2:0), или все вместе. Правда, можно использовать и внешний рекордер (Blackmagic, Atomos) – по HDMI камера тоже отдает 10 бит 4:2:2.
Приятным моментом, к слову, стало добавление профилей изображения S-Cinetone – они обеспечивают приятную, «киношную» картинку с чуть приглушенным контрастом и мягкой цветопередачей, а также дают возможность простой настройки цвета. Предустановленные профили изображения (Looks и Moods) помогут, если у вас нет опыта глубокой обработки видео, а также при работе в прямом эфире.
Наконец, скорость съемки повышена до 60 кадров в секунду в 4К и до 120 кадров/с в Full HD. Все любят «слоу-мо», все снимают «слоу-мо», теперь это смогут делать и владельцы ZV-E10 II. Съемка с частотой 120 кадров/с, к примеру, поможет при воспроизведении замедлить время в 5 раз с сохранением всей плавности движений. Многие также любят снимать 4К при 60 кадрах в секунду, поскольку это уменьшает смаз и дает более резкое изображение, ведь рекомендуемая выдержка у вас будет составлять 1/125 с, а не 1/60. Съемка в 4К ведется со сверхдискретизацией (oversampling) из 5.6К, что также увеличивает детализацию. Однако есть одно «но»: долго снимать в 4К 60р камера не может из-за перегрева. Маленький корпус без встроенного вентилятора плохо отводит тепло, поэтому в режиме высокой нагрузки вы можете рассчитывать примерно на 20-25 минут, в зависимости от температуры окружающего воздуха. В этом нет ничего откровенно пугающего – в конце концов, мало кто снимает действие по 20 минут одним кадром, а длительные сюжеты, такие как интервью или лекции, не требуют высокой частоты кадров, но этот момент следует иметь в виду – камера плохо подходит для профессионального производства, когда дубли следуют один за другим, с минимальным интервалом. В обычном же, спокойном режиме можно снимать долго: аккумулятора высокой емкости хватит приблизительно на 1.5-2 часа, в зависимости от включенных функций и формата съемки.
По эргономике отличия от предыдущей модели минимальны. Такой же откидной поворотный дисплей с диагональю 3 дюйма, один многофункциональный диск сверху, почти все кнопки и рычажки остались на своих местах. Благодаря увеличенному выступу батарейного отсека камера чуть лучше ложится в руку. На верхнюю панель добавили светодиодный Tally-индикатор, поэтому теперь достаточно одного взгляда спереди или сверху, чтобы понять, идет ли запись. Как и у первого поколения, есть USB Type C порт c поддержкой UVC / UAC, поэтому ZV-E10 II не только поддерживает постоянное питание USB Power Delivery, но и может работать в качестве 4К вебкамеры при подключении к компьютеру. На верхней панели расположен башмак MI (Multi Interface) с поддержкой цифрового аудио, поэтому ряд фирменных микрофонов Sony можно подключать без лишних проводов. У камеры также имеется встроенный трехкапсюльный микрофон – более качественный, чем обычно бывает у фотоаппаратов, однако для действительно хорошего звука рассчитывать на него не стоит, лучше использовать петлички или «пушку» (по ситуации).
В целом ZV-E10 II получилась достаточно качественным и недорогим инструментом, преимущественно для видеосъемки типа блог / шортс / рилс / стрим, что, собственно, от нее и требуется. Она не удивляет каким-то невероятно новым функционалом, но все основное здесь есть: 4К 60р / Full HD 120p, фирменный цепкий автофокус Sony, 10 бит 4:2:2 на карту памяти, функционал веб-камеры, а также хорошая батарейка, которую не нужно менять каждые полчаса. Естественно, есть порты для подключения внешних микрофонов и наушников, постоянное питание через USB-C, достаточно удобный поворотный дисплей с обновленным интерфейсом (теперь при повороте камеры в вертикальное положение иконки также). Есть и различные предустановленные профили изображения для тех, кто не хочет глубоко погружаться в цветокор.
Однако как фотокамера ZV-E10 II ограничена отсутствием механического затвора, к тому же она не существует в вакууме, и если посмотреть на ее возможных конкурентов, то мы увидим, например, Canon EOS R10, который дешевле и обладает практически тем же набором функций: из минусов у него сильнее кроп при 4К 60р (зато есть мех. затвор). А если посмотреть чуть выше, то можно заметить Canon EOS R8 – да, немного дороже, но с тем же функционалом и уже полный кадр, а значит меньше шума, шире динамический диапазон, сильнее размытие фона. Если вы пока не привязаны к системе Sony багажом своих объективов и аксессуаров, советуем присмотреться к этим двум камерам. Впрочем, сторонники Sony могут сказать, что у них гораздо шире выбор оптики, и тоже будут правы – объективов для байонета Canon RF еще не так много, и они пока в среднем дороже. Этот фактор тоже нужно учитывать при выборе.
Так или иначе, ZV-E10 II должна поступить в продажу в конце июля этого года. Цена в США за комплектацию Body составляет $999, а значит, в России можно будет рассчитывать примерно на 100-105, возможно, 110 тысяч рублей – точную цену в условиях санкций назвать пока нельзя. Комплектация Kit с обновленным объективом 16-50mm f/3.5-5.6 II будет стоить на $100 больше.
0 comments