Компания Canon официально анонсировала 2 профессиональные камеры: EOS R5 Mark II (Артикул на сайте 3968) и EOS R1 (Артикул на сайте 3966). Первая – это более доступный и универсальный вариант с разрешением 45 Мп., а EOS R1 –флагман, ориентированный прежде всего на спорт. Тем не менее, обе модели делят между собой ряд новых и интересных функций, о них подробнее ниже, а пока перечислим ключевые характеристики:
- «Слоеная» матрица 45 Мп с обратной подсветкой (BSI Stacked CMOS)
- Серийная съемка до 30 кадров/с (электронный затвор) или 12 к/с (механический затвор)
- Быстрый электронный затвор: синхронизация со вспышкой при выдержке 1/160 с
- Запись RAW видео 8K 60р на карту памяти (12 бит, без кропа)
- Запись видео 8К с профилем C-Log2 (10 бит 4:2:2, до 30 кадров/с, без кропа)
- Рапид до 120 кадров/с в 4К, до 240 кадров/с в Full HD
- Матричный стабилизатор изображения с эффективностью до 8.5 ступеней
- Управление автофокусом с помощью глаз (Eye Control AF)
- Предзапись 0.5 с (15 кадров) до нажатия на спуск (JPEG и RAW), 3 / 5 с для видео
- Распознавание действия на базе ИИ (Action Priority AF, футбол / волейбол / баскетбол)
- Подавление шума и увеличение разрешения на базе ИИ (из меню просмотра)
- Видоискатель 5.76 млн. точек, увеличение 0.76x, частота обновления 60 или 120 Гц
- Гнезда для карт памяти CFexpress Type B и SD UHS-II
- Опциональная рукоятка с вентилятором охлаждения CF-R20EP
- «Слоеная» матрица 24 Мп с обратной подсветкой (BSI Stacked CMOS)
- Серийная съемка до 40 кадров/с (электронный затвор) или 12 к/с (механический затвор)
- Очень быстрый электронный затвор: синхронизация со вспышкой при выдержке 1/400 с
- Запись RAW видео 6K 60р на карту памяти (12 бит, без кропа)
- 4К видео с профилем C-Log2 до 120 кадров/с (10 бит 4:2:2, без кропа)
- Матричный стабилизатор изображения с эффективностью до 8.5 ступеней
- Предзапись 0.5 с (20 кадров) до нажатия на спуск (JPEG и RAW), 3 / 5 с для видео
- Управление автофокусом с помощью глаз (Eye Control AF)
- Крестообразные датчики автофокуса Cross-type Dual Pixel AF
- Распознавание действия на базе ИИ (Action Priority AF, футбол / волейбол / баскетбол)
- Подавление шума и увеличение разрешения на базе ИИ (из меню просмотра)
- Видоискатель 9.44 млн. точек, увеличение 0.9x, частота обновления 60 или 120 Гц
- 2 гнезда для карт памяти CFexpress Type B
Как можно видеть, многие характеристики совпадают точь в точь. Похоже, что камеры построены на одной платформе, с одними и теми же процессорами и алгоритмами их работы. Это, конечно, очень усиливает EOS R5 Mark II – с ней вы получаете почти весь функционал R1 (по крайней мере, так это выглядит на бумаге). EOS R5 Mark II выходит раньше – камера должна появиться в продаже уже в августе этого года. Цена для рынка США составляет $4299, то есть в России она, скорее всего, перевалит за 400 тысяч рублей (по крайней мере, на старте продаж). EOS R1 должна появиться «осенью 2024 года», более точных дат нет, а цена для рынка США составит $6299 (напоминаем, что цены для американского рынка называются без учета налога с продаж, аналога нашего НДС, поскольку он отличается от штата к штату).
Теперь остановимся более подробно на новых функциях.
«Слоеная» матрица (Stacked CMOS) уже появлялась в камерах Canon, а именно в EOS R3, но то была достаточно нишевая «спортивная» камера (думаем, ее производство прекратится в момент выхода R1), а вот в более массовом сегменте пока ничего подобного у Canon не было. Да и не только у Canon, таких камер сейчас вообще немного. Из ближайших к R5 II конкурентов можно вспомнить лишь Nikon Z8. Что дает «слоеность»? Высокую скорость считывания матрицы. Электронный затвор проходит ее не по одной линии, а сразу по несколько. Это устраняет искажение геометрии (эффект rolling shutter). Показательным индикатором скорости электронного затвора является параметр X-синхронизации со вспышкой: у R5 Mark II (при выборе эл. затвора) она составляет 1/160 с, а у R1 – 1/400 c. То есть скорость считывания должна быть меньше этих значений: менее 6.25 мс для R5 II и менее 2.5 мс для R1. Правда, этот вариант замера касается только фоторежима, при записи видео затвор может идти чуть медленнее. Тем не менее, по сути, про механический затвор можно забыть, в большинстве случаев он просто не понадобится. Хотя скажем спасибо Canon за то, что они не стали полностью выкорчевывать его из камеры – если хотите, используйте. Но в целом он уже не нужен, ведь главные преимущества электронного затвора – это бесшумность, практически бесконечный ресурс и отсутствие вибраций при срабатывании (так называемый shutter shock).
Конечно, электронный затвор применяется и при съемке видео. И здесь можно наблюдать тоже большие подвижки: обе камеры могут записывать RAW со всей ширины матрицы при скорости до 60 кадров в секунду. Правда, RAW можно записывать только на карту памяти, вывести по USB или HDMI на внешнее устройство его не получится. И это немного грустно, поскольку потребуются очень дорогие карты памяти (CFexpress Type B), которые будут очень быстро заполняться (битрейт 2600 Мбит/с, это 19 Гигабайт в минуту). Конечно, съемка в 12-битном RAW не всегда и нужна – можно ограничиться логарифмическими профилями с дискретизацией 10 бит 4:2:2, но в этом случае доступны не все форматы съемки, так как камере приходится тратить больше сил на обработку. В частности, R5 Mark II не сможет снимать 8К 60р, только 8К 30р, а R1 с C-Log не может записывать 6К, только 4К. Зато в этих форматах можно записывать как на карту памяти, так и на внешний монитор-рекордер Atomos или Blackmagic – с учетом разницы в цене CFexpress и SSD дисков можно сказать, что хороший внешний монитор вы получите просто бесплатно, в подарок. Кстати, у обеих камер установлен полноразмерный HDMI порт, что тоже хорошо – его сложнее сломать.
Еще одной интересной новинкой стал вспомогательный процессор Digic Accelerator, который берет на себе большую часть задач с использованием машинного обучения. Искусственный интеллект занимается распознаванием объектов для более цепкой автофокусировки, более точной автоэкспозиции и определения баланса белого. В частности, стала доступной такая функция как Action Priority AF: камера не только распознает спортсменов в виде скелета (голова, руки, ноги, туловище), но и понимает, что именно они делают (пас, подбор, удар по мячу и так далее). Это позволяет камере точнее предсказать дистанцию, на которой спортсмен окажется в следующий момент, чтобы не промазать с фокусом. Пока что эта функция доступна только для 3 видов спорта: футбол, волейбол и баскетбол, но вполне возможно, что с обновлениями прошивки будут добавляться и другие. Пока что эту Action Priority AF уникальна для камер Canon, будет очень интересно посмотреть, как и насколько это работает в реальной жизни.
Функция предварительной регистрации лиц также связана с ИИ. Думаем, что она будет наиболее востребована для репортажной съемки больших мероприятий. Если вас интересуют только определенные персоны, вы можете заранее «скормить» в память камеры по 1 фотографии их лиц (до 10 человек), чтобы автофокус не сбивался на посторонних людей в кадре.
Наконец, последней интересной ИИ-функцией стала внутрикамерная обработка. На выбор доступно 2 варианта: ИИ-шумоподавление или ИИ-масштабирование. К сожалению, ИИ-шумоподавление нельзя поставить в режим «включил и забыл», как это сейчас делается на смартфонах. Нет, вы вручную должны выбрать изображение через меню просмотра, а сам процесс занимает по несколько секунд для каждого кадра. Не очень удобно, но это движение в правильном направлении. Масштабирование же, которое активируется таким же способом, позволяет увеличить разрешение в 4 раза – до 96 Мп у R1 или 180 Мп у R5 Mark II. Теоретически, вы сможете использовать это для последующего кадрирования, чтобы увеличить интересующую часть кадра, однако пока непонятно, насколько хорошо это будет работать, не будут ли появляться артефакты. Конечно, подобный функционал достаточно давно доступен при обработке изображений на компьютере, однако ИИ-обработка в камере интересна тем, что вы можете сразу же поделиться готовым снимком. Думаем, что подобные функции будут активно развиваться в дальнейшем.
Cross-type AF – еще одно нововведение от Canon, которое будет доступно только для EOS R1. Dual Pixel автофокус у этой камеры работает и по вертикальным, и по горизонтальным линиям, что должно значительно повысить его точность. Заявляется, что крестообразный автофокус работает по всем 100% площади кадра, но доступен будет не во всех режимах. В частности, он не будет работать во время записи видео, а также при включенной функции обнаружения мерцания (Anti-Flicker), при использовании Focus Guide или Preview AF.
С автофокусом связана и еще одна уникальная для Canon функция: Eye-control AF, то есть выбор точки фокусировки с помощью движения глаза. Данная функция была представлена в EOS R3, а теперь вышло второе поколение, которое (по заявлению Canon) работает в 2 раза точнее. Выглядит это примерно так: внутри видоискателя по периметру располагаются инфракрасные светодиоды подсветки, а внизу – специальный сенсор с разрешением 307 000 точек, который и определяет, в какую часть кадра смотрит ваш глаз. При полунажатии на спуск рамка автофокуса переносится в эту область. Насколько эффективно это будет работать на самом деле – еще предстоит узнать, но звучит заманчиво – в особенности для съемки ситуаций, которые развиваются стремительно.
Функция, которая когда-то присутствовала у многих камер, – съемка фотографий во время записи видео, – вернулась и в EOS R1, и в EOS R5 Mark II, но пока работает не очень впечатляюще. Только при записи Full HD и только в формате JPEG, с ограниченной скоростью серийной съемки. Тем не менее, у конкурентов подобного нет. Также доступен режим захвата стоп-кадров из видеосъемки (во время просмотра).
Для съемки быстротекущих моментов большой помощью является функция предварительной записи. При ее активации камера начинает вести съемку при полунажатии на спусковую кнопку и сохраняет последние 15 / 20 снимков, сделанных за полсекунды до полного нажатия на спуск. У Canon, в отличие от некоторых конкурентов, эта функция работает в любом формате изображения: JPEG, HEIF, RAW, а также при записи видео.
Наконец, стоит рассказать про охлаждение. У Canon R1 c этим не должно возникнуть никаких проблем: крупный магниевый корпус должен спокойно отводить тепло от матрицы и процессоров. А вот у EOS R5 Mark II корпус поменьше, поэтому при съемке видео в режимах высокой нагрузки камера будет перегреваться. Официальные данные таковы: при комнатной температуре 23° в режиме 8К 60р камера выдержит не более 18 минут, 8К 30р – 37 минут, 4К 120р – 22 минуты. В менее тяжелых режимах, таких как 4К 60р, камера сможет проработать более 2 часов. Специально для R5 II будет выпущена рукоятка с вентилятором охлаждения CF-R20EP, которая будет стоить $600. Рукоятка продлевает время съемки в 8К 30р до 2 с лишним часов, а также должна помочь при более высоких температурах воздуха, однако на режимы 8К 60р RAW и 4К 120р она не оказывает почти никакого влияния, прибавка составляет всего несколько минут.
В целом, несмотря на некоторые шероховатые моменты (у кого их нет?), обе камеры выглядят очень интересно, поэтому с нетерпением ждем их поступления на полки. Ждать осталось уже недолго.
0 comments